Экономические аспекты формирования компетенций студентов бухгалтерских специальностей: эмпирическое исследование
DOI:
https://doi.org/10.26577/be202515226Аннотация
В статье на основе эмпирического анализа была исследована взаимосвязь между теоретической и практической подготовкой студентов, обучающихся по специальности «Учет и аудит», и их экономической эффективностью в контексте формирования профессиональных компетенций. Цель исследования заключалась в оценке влияния теоретических и практических компонентов учебного процесса на уровень начальной заработной платы студентов, скорость адаптации к рынку труда и траекторию их профессионального роста.
В качестве эмпирической базы использованы данные анкетного опроса 55 студентов специальности «Учет и аудит» Университета международного бизнеса имени Кенжегали Сагадиева. Опрос проводился по 5-балльной шкале Лайкерта. Полученные данные были проанализированы с применением метода структурного моделирования SMART PLS. Проведённые корреляционный и регрессионный анализы выявили статистически значимые взаимосвязи между уровнем подготовки студентов и их результативностью на рынке труда (например, между уровнем практических навыков и стартовой заработной платой: β = 0.51, p < 0.01; между содержанием учебной программы и профессиональной адаптацией: r = 0.47).
Результаты исследования подтверждают ключевую роль тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнес-сектором в развитии практических компетенций студентов. Работа содержит конкретные рекомендации по совершенствованию дуальной системы образования, интеграции бизнес-кейсов и профессиональных стандартов в образовательные программы, а также повышению экономической отдачи от инвестиций в человеческий капитал.
Ключевые слова: бухгалтерское образование, профессиональная компетенция, экономическая эффективность, теоретическая подготовка, практические навыки, SMART PLS, шкала Лайкерта, корреляция, регрессия, рынок труда, человеческий капитал, дуальное образование.