Образовательная мобильность как инструмент экономического регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-013Аннотация
В данной статье рассматривается роль образовательной мобильности в регулировании внутренней миграции в Казахстане. В условиях значительных социально-экономических изменений понимание связи между образованием и миграцией становится ключевым для формирования эффективной государственной политики. В статье анализируются государственные программы и инициативы в сфере образования, которые могут служить механизмами регулирования миграционных потоков, способствуя сбалансированному региональному развитию.
Основываясь на анализе стратегий и политики в области образования, а также статистических данных по академической мобильности, исследование выявило значительное влияние образовательной мобильности на миграционные процессы в стране. Оно показало, что образование является экономическим инструментом, стимулирующим население к переезду в другие регионы. В связи с этим, выводы исследования подчеркивают важность целевой образовательной политики, способной сокращать чрезмерную миграцию в крупные города и способствовать стабилизации населения в малых городах и селах.
Исследование подчеркивает потенциал образовательной мобильности для создания равных возможностей в разных регионах. В нем определены основные проблемы и препятствия для доступа к качественному образованию, особенно в сельских районах, а также обсуждается вопрос о том, как эти проблемы усугубляют проблемы внутренней миграции. Выводы показывают, что целевая образовательная политика может не только расширить права и возможности отдельных лиц, но также стабилизировать общины за счет сокращения чрезмерной миграции в городские центры.
Целью данной научной статьи является рассмотрение внутренней образовательной мобильности как инструмента экономического развития регионов Казахстана.
В рамках настоящего исследования ставятся следующие задачи: 1) проанализировать внутренние миграционные процессы и рассмотреть прогнозы изменения демографической ситуации в регионах; 2) найти связь между притоком молодежи в регион и его социально-экономическим развитием; 3) оценить эффективность государственных программ направленных на регулирование миграционных процессов через образование, в частности программы «Серпин-2050»; 4) предложить рекомендации для государственного регулирования миграционных процессов.
Рассматривая мобильность образования как экономический инструмент, эта статья вносит свой вклад в более широкий дискурс по управлению миграцией и стратегиям регионального развития в Казахстане. Выводы, сделанные по итогам этого исследования, дают практические рекомендации для политиков, стремящихся использовать образование как средство эффективного регулирования внутренней миграции.
Ключевые слова: образовательная мобильность, внутренняя миграция, политика образования, миграционная политика, меры поддержки.