Экологический налоговый механизм в Казахстане: теоретические аспекты
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-06Аннотация
В настоящее время в связи с быстрыми изменениями в технологическом и экономическом развитии мировой экономики, возникла серьезная угроза окружающей среде. На окружающую среду в развитых и развивающихся странах большое влияние оказывают выбросы токсичных веществ в атмосферу и образование массивов бытовых отходов. В целях предотвращения данных проблем в статье рассматриваются возможности использования налоговой системы для реализации экологической политики, определяя переход к низкоуглеродному развитию как направление развития Казахстана. Цель исследования – раскрыть значение экологического налога, а также рассмотреть пути снижения выбросов парниковых газов в окружающую среду путем анализа существующих экологических налогов в Казахстане и динамики выбросов CO2 в разных странах. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался смешанный подход, который включал обзор литературы и статистический, сравнительный анализ политики налогообложения транспортных средств в Казахстане как одного из основных источников выбросов выхлопных газов. Значимость работы определяется тем, что несмотря на то, что Казахстан является активным участником глобального процесса борьбы с изменением климата и сокращением выбросов парниковых газов, он остается крупнейшим эмитентом парниковых газов в Центральной Азии. По опыту развитых стран, которые предпочитают регулировать вопросы охраны окружающей среды прежде всего через рыночные механизмы, Казахстану также необходимо рассматривать механизмы стимулирования с использованием налоговых инструментов для обеспечения экологической безопасности и снижения углеродного следа выпускаемой продукции. В исследовании использовались методы сравнения, анализа, синтеза, обобщения результатов научных исследований и экспертной оценки. В качестве основного результата исследования, используя транспортный налог как инструмент экологической политики в стране, было предложено включить его в категорию экологических налогов и усовершенствовать механизм исчисления суммы налога, учитывая экологический класс и год выпуска автомобиля. Практическое значение работы заключается в необходимости выделить экологические налоги из общей совокупности налоговых платежей и четко разграничить направления дальнейшего реформирования налоговой системы Казахстана. Также следует определить какие налоги должны стать экологическими, и разработать способы их использования. Обеспечение правильного распределения поступлений от экологических налогов и корректного международного сравнения также является важным для устойчивого развития страны.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, экологический налоги, налог Пигу, принцип «загрязнитель платит», транспортный налог.
.