Корпоративная ответственность бизнеса как многоуровневая система. Көп сатылы жүйе ретіндегі бизнестің корпоративтік жауапкершілігі.
Кілттік сөздер:
корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, экономическая ответственность бизнеса, корпоративное управление, устойчивое развитие, теория стейкхолдеров,Аннотация
В мировой научной литературе отсутствует единое понимание концепции корпоративной социальной ответственности (КСО). В статье обосновывается актуальность концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) для казахстанских компаний. Вопросы социальной ответственности бизнеса для устойчивого развития должны определяться на основе национальных приоритетов и особенностей, а также активного участия компаний в соответствующих международных процессах, программах и инициативах. Современные компании сами должны определять меру участия в реализации социальных программ в зависимости от состояния своего бизнеса. С другой стороны введение международных стандартов социальной ответственности бизнеса станут залогом дальнейшей модернизации общества. Статья выделяет следующее понятие корпоративной социальной ответственности (КСО), которая является вкладом представителей бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и эколо- гической сферах, на добровольной основе. Этот вклад может быть связан как с основной деятельностью компании, так и выходить за ее рамки. Əлемдік ғылыми əдиебиетінде корпоративті əлеуметтік жауапкершілігінің концепциясы туралы бір түсінік жоқ. Мақалада Қазақстан компаниялары үшін корпоративті əлеуметтік жаупкершілігінің концепциясының өзектілігі негізделген. Бизнестің əлеуметтік жаупкершілігі тұрақты даму үшін негізгі мəселелері ұлттық приоритеттерімен жəне ерекшеліктерімен негізделеді. Сонымен қатар олар халықаралық үдерістерге, бағдарламаларға жəне инициативаларға сəйкес компаниялардың белсенді қатысуымен аңықталады. Заманауи компаниялар бизнестерінің жағдайларына байланысты əлеуметтік бағдарламаларға қатысу шегін өздері аңықтайды. Бизнестің əлеуметтік жаупкершілігіне халықаралық стандарттарды енгізу қоғамның əрі қарай модернизациясының кепілі болады.Мақала келесідей бизнестің əлеуметтік жауапкершілігінің түсініктерін көрсетеді (БƏЖ), олар ерікті негізде, əлеуметтік, экономикалық, экологиялық аймақтарда қоғамның дамуына əсер еткен бизнес өкілдерінің үлесі болып табылады. Бұл үлес компанияның негізгі жұмысымен немесе оның сыртқы ортасымен де байланысты болуы мүмкін.Библиографиялық сілтемелер
1 Шелдон, Б., 2002, ‘Корпоративная социальная ответственность: Не побочная деятельность, а составная часть бизнес-стратегии’, Социальное партнерство, №. 1, с.10-16.
2 Булавкина, Л.В., 2007, ‘Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент’, Маркетинговые коммуникации, № 6.
3 Налибаева, М.К., 2011, Корпоративная социальная ответственность бизнеса в Республике Казахстан, Международный экономический форум, найдено 9 марта 2014 года,<http:// be5. biz/ ekonomika1/ r2011/00250.htm>.
4 Boddy, D., 2008, Management: An Introduction, Pearson Education, USA.
5 Программа развития ООН, 2013, Корпоративная социальная ответственность, Программа развития ООН, найдено 22 апреля 2014, <http://undp.by/ru/undp/gcompact/res/>.
6 Zakon.kz, 2008, Выступление Президента Н.А. Назарбаева на республиканском Форуме по вопросам социальной ответственности бизнеса (Жезказган, 24 января 2008 года), Zakon.kz, найдено 22 апреля 2014, <http://www.zakon.kz/102524-vystuplenie-prezidenta-n.a.-nazarbaeva.html>.
7 Перекрестов Д.Г., Поварич И.П.,Шабашев, В.А., 2011, Корпоративная социальная ответственность: теория и практика, Изд. «Академия Естествознания», М.
8 АО НК «КазМунайГаз», Кодекс корпоративной социальной ответственности, АО НК «КазМунайГаз», найдено 18 марта 2014, <http://kmg.kz /ecology/corporate _social_responsibility/code/>.
9 Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный Центр Экспертизы и Сертификации», 2014, Социальная ответственность бизнеса в Казахстане, Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный Центр Экспертизы и Сертификации», найдено 22 апреля 2014, <http://zkfnaceks.com>.
2 Булавкина, Л.В., 2007, ‘Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент’, Маркетинговые коммуникации, № 6.
3 Налибаева, М.К., 2011, Корпоративная социальная ответственность бизнеса в Республике Казахстан, Международный экономический форум, найдено 9 марта 2014 года,<http:// be5. biz/ ekonomika1/ r2011/00250.htm>.
4 Boddy, D., 2008, Management: An Introduction, Pearson Education, USA.
5 Программа развития ООН, 2013, Корпоративная социальная ответственность, Программа развития ООН, найдено 22 апреля 2014, <http://undp.by/ru/undp/gcompact/res/>.
6 Zakon.kz, 2008, Выступление Президента Н.А. Назарбаева на республиканском Форуме по вопросам социальной ответственности бизнеса (Жезказган, 24 января 2008 года), Zakon.kz, найдено 22 апреля 2014, <http://www.zakon.kz/102524-vystuplenie-prezidenta-n.a.-nazarbaeva.html>.
7 Перекрестов Д.Г., Поварич И.П.,Шабашев, В.А., 2011, Корпоративная социальная ответственность: теория и практика, Изд. «Академия Естествознания», М.
8 АО НК «КазМунайГаз», Кодекс корпоративной социальной ответственности, АО НК «КазМунайГаз», найдено 18 марта 2014, <http://kmg.kz /ecology/corporate _social_responsibility/code/>.
9 Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный Центр Экспертизы и Сертификации», 2014, Социальная ответственность бизнеса в Казахстане, Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный Центр Экспертизы и Сертификации», найдено 22 апреля 2014, <http://zkfnaceks.com>.
Жүктелулер
Как цитировать
Mukasheva, Z. B. (2015). Корпоративная ответственность бизнеса как многоуровневая система. Көп сатылы жүйе ретіндегі бизнестің корпоративтік жауапкершілігі. ҚазҰУ хабаршысы. Экономика сериясы, 102(2), 170–174. вилучено із https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/83
Шығарылым
Бөлім
ECONOMICS