Теоретические основы управления знаниями на предприятии. Кәсіпорындағы білімді басқарудың теоретикалық негіздері.
Кілттік сөздер:
знания, управление знаниями, модель управления знаниями, модель СЭКИ, типология возможностей знаний, білім, білімді басқару, білімді басқару үлгісі, СЭКИ үлгісі, білім мүмкіншіліктерінің тұрпаттамасы,Аннотация
Данная статья рассматривает теоретические особенности управления знаниями, теоретическую модель управления знаниями и типологию возможностей знаний. В современных условиях роль знаний становится ключевой для развития компании. Возможность компании своевременно реагировать на изменения во внешней среде обусловлено возможностью адаптировать внутренние ресурсы, включая знания. При этом неотъемлемой частью стратегического развития становятся знания компании, которыми необходимо управлять для достижения конкурентного преимущества и устойчивого развития. Основные теоретические основы представленные в статье объясняют сущность знаний, типы знаний, особенности создания знаний на предприятии. Важным элементом в управлении знаниями является развитие и применение знаний, что обусловлено процессами происходящими внутри организации и влияющими на способность компании управлять знаниями в условиях изменения внешней среды Ұсынылып отырған мақала білімді басқарудың теоретикалық ерекшеліктері мен теоретикалық үлгісін, білім мүмкіншіліктерінің тұрпаттамасын қарастырады. Қазіргі заман талабына сай білім рөлі компания дамуы үшін басты кілт болып табылып отыр. Компанияның сыртқы орта өзгерісіне өз уақытында көңіл бөлу мүмкіндігі білімді қоса алғанда ішкі ресурстарын бейімдеу мүмкіндігі шартымен негізделген. Сонымен қатар, стратегиялық дамудың ажырамас бөлігі болып бәсекелік артықшылық пен тұрақты дамуға қол жеткізу үшін басқарылуы қажет компания білімі табылады. Мақалада келтірілген басты теоретикалық негіздемелер білім мәнін, білім түрлерін, кәсіпорында білімді құрудың ерекшеліктерін түсіндіреді. Білімді басқаруда маңызды элемент болып, компанияның сыртқы орта өзгерісі жағдайында білімді басқару қабілетіне әсер ететін және ұйым ішінде болып жататын үдерістермен негізделген, білімді дамыту мен қолдану табылады.Библиографиялық сілтемелер
1. Lee, L.T. and Sukoco, B.M. (2007). The effects of entrepreneurial orientation and knowledge management capability on organizational effectiveness in Taiwan: the moderating role of social capital. International Journal of Management, Vol.24, No.3, pp.549-573.
2. Hong, J. and Stahle, P.(2005). The coevolution of knowledge and competence management. International Journal Management Concepts and Philosophy, Vol.1, No.2, pp.129-145.
3. Nonaka, I. (1994). A dynamic theory of organisational knowledge creation. Organization Science, Vol. 5, No.1, pp.14-37.
4. Harlow, H. (2008). The effect of tacit knowledge on firm performance. Journal of Knowledge Management, Vol.12, No.1,pp.148-163.
5. Nonaka, I. and Takeuchi, H. (1995). Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics and Innovation, Oxford: Oxford University Press.
6. Nonaka, I., Toyama,R. and Konno, N. (2000). SECI, ba and leadership: a unified model of dynamic knowledge creation. Long Range Planning, Vol.33, No.1, pp.5-34.
7. Chang, C.-M., Hsu, M.-H., Yen, C.-H. (2012). Factors affecting knowledge management success: the fit perspective. Journal of Knowledge Management, Vol.16, No.6, pp.847-861.
8. Gold, A.H., Malhotra, A., Segars, A.H. (2001) Knowledge Management: an organizational capabilities perspective. Journal of Management Information Systems, Vol.18, No.1, pp.185-214.
9. Jennex, M.E. and Olfman, L. (2005).Assessing knowledge management success. International Journal of Knowledge Management, Vol.1, No.2, pp.33-49.
10. Paisittanand, A., Digman, L.A., Lee, S.M. (2007). Managing knowledge capabilities for strategy implementation effectiveness. International Journal of Knowledge Management, Vol.3, No.4, pp.84-110.
11. Clemons, E.K. and Row, M.C. (1991). Sustaining IT advantage: the role of structural differences, MIS Quarterly, Vol.15, No.3, pp.275-292.
12. Powell, T.C. and Dent-Micallef, A. (1997). Information technology as competitive advantage: the role of human, business and technology resources. Strategic Management Journal, Vol.18, No.5, pp.853-877.
13. Davenport, T.H. and Prusak, L. (2000). Working knowledge: How organizations manage what they know. Harvard Business School Press, Boston, MA.
14. Sin, L.Y.M., Tse, A.C.B. (2000). How does marketing effectiveness mediate the effect of organizational culture on business performance? The case of service firms. Journal of Services Marketing, Vol.14, No.4, pp.295-309.
15. Millis, M.A., Smith, A.T.(2011). Knowledge management and organizational performance: a decomposed view. Journal of Knowledge Management, Vol.15, No.1, pp.156-171.
2. Hong, J. and Stahle, P.(2005). The coevolution of knowledge and competence management. International Journal Management Concepts and Philosophy, Vol.1, No.2, pp.129-145.
3. Nonaka, I. (1994). A dynamic theory of organisational knowledge creation. Organization Science, Vol. 5, No.1, pp.14-37.
4. Harlow, H. (2008). The effect of tacit knowledge on firm performance. Journal of Knowledge Management, Vol.12, No.1,pp.148-163.
5. Nonaka, I. and Takeuchi, H. (1995). Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics and Innovation, Oxford: Oxford University Press.
6. Nonaka, I., Toyama,R. and Konno, N. (2000). SECI, ba and leadership: a unified model of dynamic knowledge creation. Long Range Planning, Vol.33, No.1, pp.5-34.
7. Chang, C.-M., Hsu, M.-H., Yen, C.-H. (2012). Factors affecting knowledge management success: the fit perspective. Journal of Knowledge Management, Vol.16, No.6, pp.847-861.
8. Gold, A.H., Malhotra, A., Segars, A.H. (2001) Knowledge Management: an organizational capabilities perspective. Journal of Management Information Systems, Vol.18, No.1, pp.185-214.
9. Jennex, M.E. and Olfman, L. (2005).Assessing knowledge management success. International Journal of Knowledge Management, Vol.1, No.2, pp.33-49.
10. Paisittanand, A., Digman, L.A., Lee, S.M. (2007). Managing knowledge capabilities for strategy implementation effectiveness. International Journal of Knowledge Management, Vol.3, No.4, pp.84-110.
11. Clemons, E.K. and Row, M.C. (1991). Sustaining IT advantage: the role of structural differences, MIS Quarterly, Vol.15, No.3, pp.275-292.
12. Powell, T.C. and Dent-Micallef, A. (1997). Information technology as competitive advantage: the role of human, business and technology resources. Strategic Management Journal, Vol.18, No.5, pp.853-877.
13. Davenport, T.H. and Prusak, L. (2000). Working knowledge: How organizations manage what they know. Harvard Business School Press, Boston, MA.
14. Sin, L.Y.M., Tse, A.C.B. (2000). How does marketing effectiveness mediate the effect of organizational culture on business performance? The case of service firms. Journal of Services Marketing, Vol.14, No.4, pp.295-309.
15. Millis, M.A., Smith, A.T.(2011). Knowledge management and organizational performance: a decomposed view. Journal of Knowledge Management, Vol.15, No.1, pp.156-171.
Жүктелулер
Как цитировать
Amirbekova, D. K., & Tayauova, G. Z. (2015). Теоретические основы управления знаниями на предприятии. Кәсіпорындағы білімді басқарудың теоретикалық негіздері. ҚазҰУ хабаршысы. Экономика сериясы, 100(6), 73–79. вилучено із https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/534
Шығарылым
Бөлім
ECONOMICS