Моделирование территориальной логистики на основе экономического расстояния
DOI:
https://doi.org/10.26577/be2025151110Аннотация
В данной статье рассматриваются анализ методов моделирования территориальной логистики с использованием концепции экономического расстояния. Логистика играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Казахстана, способствуя эффективному перемещению грузов и интеграции страны в международные транспортные коридоры. В работе рассматриваются принципы моделирования транспортных потоков с применением моделей, позволяющих оценить влияние транспортной доступности и пропускной способности инфраструктуры на эффективность логистических процессов.
Проведён сравнительный анализ модели Хаффа, Рейли и модифицированная гравитационная модель по шести параметрам. На основе гипотетического примера моделей Хаффа и Рейли проведено практическое исследование для трёх регионов транспортной сети Казахстана. В качестве примера рассмотрена транспортная сеть Казахстана, включая логистические узлы в городах Астана, Алматы и Караганда. Расчеты показали, что распределение грузооборота определяется не только объемами грузопотоков, но и экономическим расстоянием как логистическая привлекательность узлов в развитии территорий.
Практический анализ, проведённый на примере транспортной сети Казахстана, демонстрирует, что узлы, обладающие высоким грузооборотом и находящиеся в непосредственной близости к потребительским регионам, имеют повышенную логистическую привлекательность, что усиливает параметры экономического расстояния, которое объединяет физическую дистанцию и экономические издержки перевозки.
Оптимизация территориально-логистической инфраструктуры способствует снижению транспортных издержек, повышению эффективности грузоперевозок и интеграции регионов в национальные и международные транспортные коридоры. Представленные в статье модели и методы могут быть использованы для стратегического планирования логистических процессов и разработки эффективных схем грузораспределения.
Ключевые слова: территориальная логистика, экономическое расстояние, модель Хаффа, модель Рейли, модифицированная гравитационная модель, транспортная доступность, грузооборот.