Преодоление барьеров в IT-образовании: анализ академических и социальных вызовов в контексте Индии и Казахстана

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/be202515116
        6 2

Аннотация

Данное исследование направлено на выявление ключевых факторов, способствующих отчислению студентов ИТ-специальностей в Индии и Казахстане, с акцентом на академические, экономические и социальные вызовы. Применяя смешанную методологию, сочетающую количественный анализ с использованием SPSS и качественные интервью, авторы определяют недостаточную академическую подготовленность, финансовые ограничения и ограниченную социальную поддержку основными факторами отчисления студентов. Несмотря на сходство проблем, характер их проявления обусловлен контекстуальными различиями: в Индии существенное влияние на доступ к ИТ-образованию оказывают инфраструктурные неравенства и варьирующееся качество преподавания, тогда как в Казахстане удержанию студентов препятствуют дисбаланс между сельскими и городскими регионами, а также устойчивые гендерные стереотипы. Полученные результаты подчеркивают необходимость внедрения целевых мер, включая стипендиальные программы для уязвимых групп, инвестиции в образовательную инфраструктуру и развитие стратегий вовлечения локальных сообществ. Кроме того, интеграция гибких онлайн курсов и адаптивных программ может способствовать укреплению систем поддержки студентов. Исследование предлагает практико-ориентированные рекомендации для государственных органов и образовательных учреждений, нацеленные на повышение уровня удержания и обеспечение инклюзивного доступа к ИТ-образованию в условиях разнообразия студенческого контингента.

Ключевые слова: IT-образование, сохранение контингента студентов, причины отчислений студентов, Индия и Казахстан, академические и социальные вызовы.



Биографии авторов

О.В. Киричок , Каспийский общественный университет, г. Алматы, Казахстан

PhD, проректор по академическому развитию Каспийского университета (г. Алматы, Казахстан, e-mail: o.kirichok@cu.edu.kz ).

Н.А. Аманкелдi, Каспийский общественный университет, г. Алматы, Казахстан

PhD, проректор по академическому развитию Каспийского университета (г. Алматы, Казахстан, e-mail: o.kirichok@cu.edu.kz ).

Р.С. Парманова , Каспийский общественный университет, г. Алматы, Казахстан

Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Школы экономики и управления Каспийского университета (г. Алматы, Казахстан, e-mail: Rimma200675@mail.ru ).

Н.В. Духан, Университет Сейдж, г. Индор, Индия

PhD, и. о. ассоциированного профессора Института науки и технологий, университет SAGE (Индор, Индия, email: nitika.doohan@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Киричок O., Аманкелдi N., Парманова R., & Духан N. (2025). Преодоление барьеров в IT-образовании: анализ академических и социальных вызовов в контексте Индии и Казахстана . Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 1(151), 73–85. https://doi.org/10.26577/be202515116