Повышение профессионализации деятельности государственных служащих: опыт стран ОЭСР

Авторы

  • Ж.Ж. Давлетбаева Академия государственного управления при Президенте РК, г. Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2271-1570
  • Б.Т. Утепкалиева РГП на ПХВ «Национальный центр развития высшего образования» Министерства науки и высшего образования РК, г. Астана, Казахстан https://orcid.org/0009-0009-0321-7487
  • Е.Ш. Дусипов Казахский национальный женский Педагогический университет, г. Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5388-1022
  • З.Т. Төребекова ТОО «Центр исследований, анализа и оценки эффективности», г.Астана, Казахстан https://orcid.org/0009-0008-9583-4177

DOI:

https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-011
        34 18

Аннотация

Профессионализация служебной деятельности является важным элементом процесса развития государственной службы, обеспечения клиентоориентированности во взаимоотношениях между государством и обществом. Время предъявляет возрастающие требования к профессиональным навыкам и личностным качествам менеджеров и сотрудников государственных органов. На первый план выходят навыки коммуникации, аналитические способности, гибкость в принятии решений. Целью данной статьи является исследование опыта стран ОЭСР в изучаемом вопросе, анализ ключевых тенденций подготовки и переподготовки должностных лиц, с выработкой рекомендаций по совершенствованию подходов к профессионализации государственной службы в Республике Казахстан. Исследование рассматривает и обобщает кейсы таких стран, как Великобритания, США, Канада, Япония, Франция, Литва, Австралия. Помимо образовательного компонента, политика профессионализации государственных служащих в странах ОЭСР базируется на принципах меритократии, гендерного равенства, постоянного совершенствования навыков. В целом, ключевыми принципами совершенствования государственной службы в странах ОЭСР являются профессиональное, стратегическое и инновационное направления. В завершении статьи даются рекомендации по развитию института профессионализации государственного аппарата в Республике Казахстан, с учетом имеющейся практики и передового опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: профессионализация, обучение, переподготовка, государственный аппарат, Казахстан, ОЭСР.

 

Биографии авторов

Ж.Ж. Давлетбаева, Академия государственного управления при Президенте РК, г. Астана, Казахстан

(корреспондирующий автор)- кандидат социологических наук, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, (Астана с., Казахстан, e-mail: zhuldyz.davletbayeva@apa.kz)

Б.Т. Утепкалиева, РГП на ПХВ «Национальный центр развития высшего образования» Министерства науки и высшего образования РК, г. Астана, Казахстан

магистр наук, заместитель руководителя Офиса управления проектами РГП "Национальный центр развития высшего образования" Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (г. Астана, Казахстан, e-mail: b.utepkaliyeva@n-k.kz)

Е.Ш. Дусипов, Казахский национальный женский Педагогический университет, г. Алматы, Казахстан

доктор юридических наук, проректор Казахского национального женского педагогического университета (г. Алматы, Казахстан, e-mail: d.e_64@mail.ru)

З.Т. Төребекова, ТОО «Центр исследований, анализа и оценки эффективности», г.Астана, Казахстан

ученый секретарь, Центр исследований, анализа и оценки эффективности, Верхняя Счетная палата Республики Казахстан, (г. Астана, Казахстан, e-mail: z.torebekova@stateaudit.kz)

Загрузки

Как цитировать

Давлетбаева Z. ., Утепкалиева B. ., Дусипов Y. ., & Төребекова Z. (2024). Повышение профессионализации деятельности государственных служащих: опыт стран ОЭСР. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 149(3), 150–160. https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-011