Совершенствование стратегического маркетингового планирования в формировании приоритетов развития моногородов Республики Казахстан

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-07
        55 55

Аннотация

Актуальность исследования определяется особой ролью моногородов, являющихся объектом пристального внимания со стороны государства: они находятся в зоне обостряющихся социально-экономических проблем и в то же время играют важную роль в экономике страны. Целевое назначение настоящей статьи – разработка и апробация методического подхода к стратегическому маркетинговому планированию в формировании приоритетов развития моногородов Казахстана. В качестве примера были представлены моногорода в разные периоды исследования в следующем количестве: 27, 20, 9 моногородов Казахстана. В текущем и будущем периоде определены приоритеты развития 9 моногородов на основе доступных статистических социально-экономических показателей, сгруппированных по отдельным сферам территориального маркетинга. Задачами исследования явились: разработка методического подхода к стратегическому маркетинговому планированию в формировании приоритетов развития моногородов Казахстана, проведение типологизации и определение преимуществ и недостатков развития моногородов, разработка инструментария имитационного моделирования социально-экономического развития в моногородах на базе технологии искусственного интеллекта, определение стратегических приоритетов развития моногородов Казахстана. В качестве методов сбора, обработки и анализа данных были использованы контент, сравнительный, факторный, кластерный анализ, типологизация, методы построения моделей искусственного интеллекта (обучение с учителем; коррекция ошибок; BFGS-оптимизация). Для обработки, анализа данных, прогнозирования использовался программный комплекс STATISTICA версии 13. Результаты анализа показывают, что разработанный инструментарий стратегического маркетингового планирования целесообразно использовать для формирования научно обоснованных приоритетов развития моногородов Казахстана. Проведенное исследование полезно для органов государственной власти с целью разработки стратегий социально-экономического развития моногородов.

Ключевые слова: моногород, маркетинговое стратегическое планирование, типологизация, приоритеты развития, факторный анализ, кластерный анализ, имитационное моделирование.

Биографии авторов

Ж.Т. Кожамкулова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан

кандидат экономических наук, доцент кафедры "Бизнес-технологий", Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан, е-mail: zhanna.kozhamkulova@kaznu.edu.kz)

М.Г. Краюшкин, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

старший преподаватель, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия, е-mail: kramaks-97@mail.ru)

Н.А. Товма, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан

 кандидат экономических наук, PhD, старший преподаватель кафедры "Бизнес-технологий", Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан, е-mail: tovma.natali@kaznu.edu.kz)

Н.Б. Шуренов, Университет RMIT, г. Мельбурн, Австралия

(корреспондирующий автор), кандидат наук, обладатель программы научной стажировки «500 ученых», старший преподаватель кафедры "Бизнес-технологий", Казахского национального университета им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан, е-mail: nursultan.shurenov@kaznu.edu.kz), приглашенный профессор, университет RMIT (Мельбурн, Австралия, е-mail: nursultan.shurenov@rmit.edu.au)

Загрузки

Как цитировать

Кожамкулова Z. ., Краюшкин M. ., Товма N. ., & Шуренов N. . (2024). Совершенствование стратегического маркетингового планирования в формировании приоритетов развития моногородов Республики Казахстан. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 149(3), 87–106. https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-07