Экосистемный подход к оценке эффективности социально ориентированного предпринимательства
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2024-149-i3-014Аннотация
Наиболее актуальной задачей современного общества является обеспечение устойчивого развития на основе инклюзивного экономического роста. В связи с этим возрастает значимость социального и социально ориентированного предпринимательства в достижении Целей устойчивого развития. В научных исследованиях обсуждаются различные аспекты феномена социального предпринимательства. Наименее разработанным в прикладном аспекте является вопрос об эффективности социального предпринимательства и ее оценке.
Целью исследования является определение концептуальных основ экосистемного подхода к оценке эффективности социально ориентированного предпринимательства для повышения устойчивости социально-экономического развития регионов.
Методы включают библиографический анализ, моделирование и статистический анализ. Библиографический анализ выявил необходимость разграничения внешней и внутренней эффективности социального предпринимательства. Моделирование позволяет это реализовать на основе экосистемного подхода. Статистический анализ выявил, что социальное предпринимательство развивается в сельской местности значительно медленнее, чем в городах. Такая несбалансированность не может способствовать устойчивому росту регионов в Казахстане.
Результаты включают анализ литературы и определение актуальных направлений исследований в области оценки эффективности социального предпринимательства. Обоснована необходимость развития экосистемы социального предпринимательства на региональном уровне. Разработана структура региональной экосистемы как сложной институциональной системы. Охарактеризована роль государства в формировании этой экосистемы. Обоснованы виды экосистемных ресурсов, определяющих внутреннюю эффективность. Сформулировано определение эффективности социально ориентированного предпринимательства. Разработан алгоритм оценки эффективности социально ориентированного предпринимательства. Экосистемный подход позволяет классифицировать социальное предпринимательство на некоммерческое и коммерческое, учитывая не только внешние, но и внутренние параметры, такие как инклюзивность, плотность связей и синергия. Проведен статистический анализ социального предпринимательства в Казахстане в региональном разрезе..
Выводы подчеркивают необходимость развития социально ориентированного предпринимательства как ключевого элемента инклюзивной экономики для устойчивого социально-экономического развития регионов. При разработке государственной политики, направленной на достижение целей устойчивого развития, следует опираться на концепцию социального предпринимательства и его экосистемы, а также на оценку его эффективности.
Ключевые слова: устойчивый рост, социализация, инклювизация, социальное воздействие, эффективность социального предпринимательства, региональная экосистемная модель