Отношение к использованию роботов в области услуг в Казахстане и России
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2024-148-b2-01Аннотация
В данной статье представлен сравнительный анализ восприятия клиентами об использовании роботов в области услуг в Казахстане и России. Основная идея состоит в том, чтобы выяснить уровень понимания и принятия роботизации людьми в этих соседних странах, поскольку это может повлиять на развитие бизнеса.
Исследователи использовали метод опроса для сбора мнений респондентов. В исследование были включены люди старше 18 лет в двух странах.
Статистические результаты различаются для исследуемых стран: в России респонденты более позитивно относятся к роботизации, по сравнению с Казахстаном, где респонденты проявляют меньший интерес к этому развитию, 62% и 52% соответственно (Рисунок 12). Основной исследовательский вопрос заключается в том, повлияет ли внедрение роботов негативно на количество посещений роботизированных предприятий, например, банковских офисов, гостиниц и ресторанов и т.д. Более 43% респондентов в Казахстане выразили недовольство этическим аспектом использования роботов (Россия – 18%), а 42% казахстанцев сообщили, что опасаются потери работы из-за автоматизации, по сравнению с 23% российских респондентов.
Это исследование способствует пониманию того, как клиенты в двух исследуемых странах относятся к ожидаемым изменениям в бизнесе и какой может быть их реакция на эти изменения. Ограниченное число респондентов не позволяет обобщать результаты и выводы, для обобщения могут быть полезны гораздо большие выборки. Однако полученные результаты дают важную информацию, которую следует учитывать в процессе принятия решений по применению роботов в облуживании клиентов, поскольку роботизация требует финансовых вложений, а отношение клиентов к качеству предоставляемых ими услуг напрямую связано с изменением спроса и финансовыми результатами бизнеса. На основе этих решений руководители отелей могут анализировать надо ли, когда и как применить роботы в банке или отеле.
Ключевые слова. Роботизация, искусственный интеллект (ИИ), отношение потребителей, услуги.