Отношение к использованию роботов в области услуг в Казахстане и России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/be.2024-148-b2-01
        112 78

Аннотация

В данной статье представлен сравнительный анализ восприятия клиентами об использовании роботов в области услуг в Казахстане и России. Основная идея состоит в том, чтобы выяснить уровень понимания и принятия роботизации людьми в этих соседних странах, поскольку это может повлиять на развитие бизнеса.

Исследователи использовали метод опроса для сбора мнений респондентов. В исследование были включены люди старше 18 лет в двух странах.

Статистические результаты различаются для исследуемых стран: в России респонденты более позитивно относятся к роботизации, по сравнению с Казахстаном, где респонденты проявляют меньший интерес к этому развитию, 62% и 52% соответственно (Рисунок 12). Основной исследовательский вопрос заключается в том, повлияет ли внедрение роботов негативно на количество посещений роботизированных предприятий, например, банковских офисов, гостиниц и ресторанов и т.д. Более 43% респондентов в Казахстане выразили недовольство этическим аспектом использования роботов (Россия – 18%), а 42% казахстанцев сообщили, что опасаются потери работы из-за автоматизации, по сравнению с 23% российских респондентов.

Это исследование способствует пониманию того, как клиенты в двух исследуемых странах относятся к ожидаемым изменениям в бизнесе и какой может быть их реакция на эти изменения. Ограниченное число респондентов не позволяет обобщать результаты и выводы, для обобщения могут быть полезны гораздо большие выборки. Однако полученные результаты дают важную информацию, которую следует учитывать в процессе принятия решений по применению роботов в облуживании клиентов, поскольку роботизация требует финансовых вложений, а отношение клиентов к качеству предоставляемых ими услуг напрямую связано с изменением спроса и финансовыми результатами бизнеса. На основе этих решений руководители отелей могут анализировать надо ли, когда и как применить роботы в банке или отеле.

Ключевые слова. Роботизация, искусственный интеллект (ИИ), отношение потребителей, услуги.

 

Биографии авторов

Е.П. Шустова, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, PhD, MBA, Altai State University (Barnaul, Russia, e-mail: shustova_yelena@mail.ru )

В. Благоев, Университет Менеджмента Варна, София, Болгария

PhD, professor, Varna University of Management (Sofia, Bulgaria, e-mail: blagoev@vum.bg)

А.И. Жук, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

 1st year doctoral student, Altai State University (Barnaul, Russia, e-mail: zhuk-olen@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Шустова E. ., Благоев V., & Жук A. . (2024). Отношение к использованию роботов в области услуг в Казахстане и России. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 2(148), 5–18. https://doi.org/10.26577/be.2024-148-b2-01