Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал на макроуровне
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2024-148-b2-07Аннотация
Данная статья посвящена исследованию проблемы оценки эффективности финансирования сферы образования как важной отрасли, способствующей созданию условий для ускоренного экономического роста. В условиях становления и развития инновационной экономики инвестиции в образование носят приоритетный характер и обеспечивают важное конкурентное преимущество со стратегической точки зрения - накопление и развитие интеллектуального потенциала страны. В то же время увеличение инвестиций в образование не означает повышения эффекта и не может гарантировать повышение качества образовательных услуг. Поэтому одним из актуальных вопросов при осуществлении инвестиций в отрасли является оценка их эффективности. Формирование методики оценки эффективности инвестиций в образование на макроуровне основано на сопоставлении изменений национальных инвестиций в образование и изменений индекса человеческого развития. Апробация предлагаемого метода производится на конкретном примере. В данной статье проведен анализ работ классиков философии и экономики, монографии, научно-технические исследования, статьи зарубежных и отечественных ученых по анализу и оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал. Результаты данного исследования поднимают важный вопрос для экономистов-теоретиков: каков механизм, с помощью которого человеческий капитал влияет на экономический рост, как смоделировать взаимосвязь между запасом человеческого капитала, капиталом и технологическим прогрессом, а также закон накопления человеческого капитала в модели.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, оценка эффективности, образование, индекс человеческого капитала.