Оценка уровня влияния ИКТ на уровень участия женщин на онлайн рынке Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2022.v139.i1.01Аннотация
Цель данного исследования – оценить влияние информационно-коммуникационных тех-
нологий (ИКТ) на уровень участия женщин на онлайн рынке Казахстана до и после пандемии
COVID-19. Исследование существующих концепций и экономических моделей, отечественных
и зарубежных литературных источников построено на анализе гендерных различий в цифровой
среде. В качестве источников данных послужили первичные глубинные полуструктурированные
интервью с респондентами и опрос среди 300 женщин, а также вторичные данные Бюро нацио-
нальной статистики РК за 2015-2020гг. В данном научном исследовании авторами предлагается
методический инструментарий, включающий два этапа анализа: оценка уровня развития ИКТ в
гендерном разрезе за 2015-2020гг.; количественная оценка состояния и уровня развития онлайн-
рынка в Казахстане. По результатам исследования были выявлены наиболее популярные маркет-
плейсы среди женщин в Казахстане (Kaspi, Instagram, Wildberries, Flip, Aliexpress). Исследование
показало, что пандемия СOVID-19 повлияла на количество онлайн-покупок и на их структуру, а
также процессы цифровизации приводят к уменьшению специализации женщин на домашней
занятости и расширению их уровня участия. Результаты исследования могут быть использовании
в разработке государственной политики развития женского предпринимательства.
Ключевые слова: гендер, гендерная экономика, цифровизация, ИКТ, онлайн-рынок.