К вопросу об управлении интернационализацией ВУЗа
DOI:
https://doi.org/10.26577/be-2019-4-e5Аннотация
Масштабы, которые принимает интернационализация высшего образования в
странах СНГ, наравне с влиянием данного процесса на социально-экономическое и культурное
развитие регионов, в очередной раз демонстрирует необходимость его пристального изучения,
проведения анализа опыта других стран, оценки результатов ранее проведенных исследований
в данной области. Таким образом, в данной работе предпринята попытка охарактеризовать
основные тенденции в развитии исследований интернационализации высшего образования
посредством сравнения компетенций стран СНГ со странами Евросоюза и некоторыми странами
Азии. В статье также рассматривается явление многоаспектности интеграционных процессов
в сфере высшего образования, анализируются основные факты, влияющие на процесс
интернационализации.
Целью исследования является теоретико-методологический анализ конструктивного опыта
интернационализации образовательного процесса в университетах ЕС и СНГ.
Методы исследования: структурный анализ и синтез разработок зарубежных исследователей,
позволившие вычленить в сложном явлении интернационализации вузов основные элементы,
оказывающие решающее влияние на сущность объекта исследования; методы сравнительного
анализа, позволившие установить сходство и различие между процессами интернационализации
вузов в передовых зарубежных странах и Казахстане, а также комплексный подход, позволивший
рассмотреть феномен интернационализации вузов в его связи и зависимости с другими
процессами и явлениями в условиях глобализации.
Результаты исследования могут быть определены в проведении изучения опыта интернационализации
европейских вузов, работ и выводов видных зарубежных ученых-исследователей, и,
исходя из этого, в выявлении необходимости внедрения процессов интернационализации, реально
способствующих развитию современного университета, повышению его конкурентоспособности
на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг и научных исследований.