Европейский опыт управления человеческими ресурсами в высших учебных заведениях
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2019.v128.i2.016Аннотация
В статье рассмотрен опыт управления профессорско-преподавательским составом как
основной силой, осуществляющей учебный процесс в высших учебных заведениях европейских
стран. Проведен сравнительный анализ ключевых аспектов управления человеческими
ресурсами в вузах Европы, как подбор и отбор персонала, условия труда и их профессиональное
развитие. Целью исследовательской работы является ознакомление с опытом формирования
преподавательского состава, участвующих в учебном процессе, требованиями к преподавателям,
а также их педагогической нагрузкой (годовой, недельной), путями подбора и отбора
преподавателей на работу, условиями труда в Европейских университетах. При проведении
исследования авторами были использованы общенаучные методы и приемы, такие как анализ,
синтез, сравнение, обобщение с соответствующими выводами.
Согласно результатам исследования отмечается, что практика управления профессорско-
преподавательским составом в вузах стран Европы отличается друг от друга, так как каждая
страна имеет свой уровень социально-экономического развития, университеты имеют разные
финансовые возможности и механизмы реализации стратегических планов. Например,
Австрийские университеты отбирают преподавательский состав на вакантные места на
низшие должности на открытой основе, на должности доцента – на основе карьерного роста
и на должности профессора – на основе сочетания этих двух факторов. В некоторых странах
Европейского Союза, в частности в Норвегии, Швейцарии, Греции, Венгрии, Словении,
преподаватели высших учебных заведений по закону признаны государственными служащими,
что позволяет оптимально решать вопросы их долгосрочной занятости, благоприятные условия
труда и заработной платы. В Чешской Республике, Польше, Словакии и Венгрии звание
профессора назначается главой страны, в то время как министерство образования, университеты
Италии основываются на решении комитета по конкурсной оценке.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в контексте
Болонского процесса успешный опыт и лучшие модели университетов европейских стран
по управлению преподавательским составом вуза могут быть применены в высших учебных
заведениях Казахстана, с учетом национальных особенностей страны. По мнению авторов, это
оказывает положительное влияние на подготовку высококвалифицированных выпускников, что
непосредственно способствует повышению конкурентоспособности экономики страны.