Рыночные подходы к пониманию управления качеством в системе Высшего образования. Жоғары білім жүйесінде сапаны басқару түсінігіне нарықтық көзақарас.

  • Z. Valikhanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • S. Sypabekov Алматинский университет менеджмента (ALMU)
  • A. Tulembayev Казахский Национальных Технический Университет имени К.Сатпаева

Аннотация

Данная статья описывает взаимосвязь понятия качества и удовлетворенность. В этом аспекте рассматривается и детализируется понятие качества с различных сторон и видений ученых. Далее по содержанию рассматриваются этапы развития управления качеством, как процесс эволюции, где выявляется необходимость в постоянном осмыслении важности поиска актуальных решений в области управления качеством. Качество в образовании рассмотрен, исходя из имеющихся видений и результатов трудов, где основной упор делается на поиск и рассмотрение связи с удовлетворенностью. Контроль качества образования требует разграничения между сферами образования или этапов образования. В последнем абзаце мы рассматривали важность удовлетворить рыночных потребностей в трудовых ресурсах. В статье рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников, а также определение связи между предприятием и учебным заведением.



Мақалада сапа және қанағаттанушылық түсініктерінің өзара байланысы сипатталады. Осы тұрғыдан сапа түсінігі жан-жақты және әртүрлі ғалымдардың көзқарасы бойынша талданып, қарастырылады. Сонымен қатар сапаны басқарудың эволюция ретінде даму кезеңдері қарастырылып, сапаны басқару саласында өзекті шешімдерді іздеу қажеттігі анықталады. Білім берудегі сапа қанағаттану түсінігімен өзара байланысты іздеуге басты назар аударатын көзқарастар мен еңбек нәтижелері бойынша қарастырылған. Мақалада еңбек ресурстарына нарықтық қажеттілікті қанағаттандырудың маңызыдылығы қарастырылды. Сондай-ақ бітірушілерді жұмыспен қамту мәселесі, кәсіпорын мен білім беру мекемелері арасындағы байланыс қарастырылды.

Литература

1 Управление качеством: учеб. пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 141 с.

2 Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. – М.: Издательство стандартов, 1972. – 172с.

3 Квитко А.В. Управление качеством: учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 183 с.

4 Deming W. Quality, productivity, and competitive position. Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982 – 374 p.

5 Defeo J., Juran J. Juran’s Quality Handbook: The Complete Guide to Performance Excellence 6/e. – McGraw Hill Professional, 2010 – 1139 p.

6 Фейгенбаум А. Контроль качества продукцию. – М.: Экономика, 1986. – 471 с.

7 ­Нив Г. Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Э. Демига: пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 368 с.

8 Горбашко Е.А. Управление качеством: уч. Пособие. – СПБ., Питер, 2008. – 382 с.

9 Ершов А. Управление качеством. – М.: Litres, 2014. – 1486 с.

10 Ефремов А.П. Система управления качеством деятельности вуза в Российском университете дружбы народов. – М.:РУДН, 2008. – С. 6.

11 По материалам семинара «Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования». – М.: РАГС, 2008.

12 По материалам семинара «Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования». – М.: РАГС,2008.


13 Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / руководитель проекта – доц. С.А. Степанов. – СПб., 2005.

14 Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995.

15 Логинова В. Влияние образования на конкурентоспособность экономических систем // Проблемы современной экономики. – № 2(30). – 2009.

16 Выпускники технических специальностей – самые востребованные [электронный ресурс]. Profit.kz (http://profit.kz/
news/10183/Vipuskniki-tehnicheskih-specialnostej-samie-vostrebovannie/)

17 Tulembayev A. Mukasheva S., Nurlanova N. Development and project team building and its impact on the increase in market value of the project // Journal of Business and Economics. – September 2014. – Volume 5, № 9. – Рp. 1647-1655.
Как цитировать
VALIKHANOVA, Z.; SYPABEKOV, S.; TULEMBAYEV, A.. Рыночные подходы к пониманию управления качеством в системе Высшего образования. Жоғары білім жүйесінде сапаны басқару түсінігіне нарықтық көзақарас.. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, [S.l.], v. 106, n. 6, p. 146-151, apr. 2015. ISSN 2617-7161. Доступно на: <https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/504>. Дата доступа: 13 apr. 2021

Ключевые слова

Качество; управление качеством; качество высшего образования; управление качеством образования; трудовые ресурсы; процессы управления качеством; сапа; сапаны басқару; жоғары білім сапасы; еңбек ресурстары; сапаны басқару үдерісі;