Теоретические модели образовательного менеджмента. Білім беру менеджментінің теориялық үлгілері.

  • A. N. Mukhtarova Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова

Аннотация

Целью исследования является изучие существующих теоретических моделей образовательного менеджмента, анализ данных моделей и сопоставление подходящей модели к казахстанским реалиям.
Образовательный менеджмент как отдельная отраслевая наука активно развивается во многих образовательных системах мира. Однако теория образовательного менеджмента все еще не совсем изучена, в частности в развивающихся и неанглоязычных странах. В статье использованы общенаучные методы как описательный анализ, синтез, сравнения, обобщение. Сделны выводы: необходимо пересмотреть существующие модели образовательного менеджмента, в особенности бюрократическую модель в системе образовательного менеджмента; образовательный менеджмент требует дальнейшего изучения практик разных стран. Предложены возможные сценарии развития образовательного менеджмента в Казахстане

Мақала қазіргі білім беру менеджментінің теориялық үлгілерін талқылауға бағытталған. Теориялық үлгілердің классификациясы, әлемдік тәжірибе және Қазақстандағы білім беру менеджментінде қарастырылған. Білім беру менеджменті жеке ғылым ретінде әлімдік білім беру жүйесінде қарқынды дамуда. Дегенмен білім беру менеджментінің теориясы, әсіресе, дамушы және ағылшын тілді емес елдерде толықтай зерттелмеген. Мақалада талдау, жинақтау, салыстыру және жалпылау сияқты жалпы ғылыми әдістер қолданылған. Тұжырымдар: білім беру менеджментінің үлгілері, әсіресе бюрократиялық үлгісін қайта қарастыру қажет; теориялық үлгілерді талдауда алдағы уақытта әртүрлі елдердің тәжірибесін зерттеуді қажет етеді; сонымен қатар Қазақстандағы білім беру менеджменті дамуының болжамы ұсынылады.

Литература

1 Bush, T. Theories of Educational Leadership and Management. – 4th Ed. – London: Sage, 2011. –220 p.

2 Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: конспект лекций. – М.: Доброе слово, 2005. – 64 с.

3 Weber, M. Economy and Society, in G. Roth, C. Wittich, Eds., G. Roth, & C. Wittich, Trans.– New York: Bedminster Press,1922. – 641 p.

4 Bush, T. Management styles: impact on finance and resources, in M.Coleman L.Anderson Eds., Managing Finance and Resources in Education. –London: Paul Chapman Publishing, 2000.

5 Davies, P., Coates, G. Competing conceptions and values in school strategy: rational planning and beyond // Educational Management,
Administration and Leadership. – 2005. – №33(1). – pp. 109-24.

6 Hoyle, E. and Wallace, M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. – London: Sage, 2005.

7 Wallace, M.Towards a collegiate approach to curriculum management inprimary and middle schools, in M.Preedy Ed. Approaches to Curriculum Management. – Buckingham: Open University Press, 1989.

8 Webb, R., Vulliamy, G. A deluge of directives: conflict between collegiality and managerialism in the post-ERA primary school // British Educational Research Journal. – 1996. – №22(4). – pp. 441-58.

9 Mawhinney, H. Reappraisal: the problems and prospects of studying the micropolitics of leadership in reforming schools // School Leadership and Management. – 1999. – №19 (2). – pp. 159-70.

10 West, M. Micropolitics, leadership and all that ... the need to increase the micropolitical awareness and skills of school leaders // School Leadership and Management. – 1999. – №19(2). – pp. 189-196.

11 Deal, T.E.Poetical and political leadership, in B.Davies Ed. The Essentials of School Leadership. – London: Paul Chapman Publishing, 2005.

12 Hermes, L. Learner assessment through subjective theories and action research // Assessment and Evaluation in HigherEducation. – 1999. – №24(2). – pp. 197-204.

13 Greenfield, T.B. The decline and fall of science in educational administration // Interchange. – 1986. – №17(2). – pp. 57-80.

14 March, J. G. (1982). Theories of choice and making decisions // Society. –1982. –Vol. 20No. 1.

15 March, J. G., Olsen, J. P. (1976). Organisational choice under ambiguity, in J. G. March, J. P. Olsen Ed. –Ambiguity and Choice
in Organisations. –Bergen:Universitetsforlaget, 1976.

16 Harris, C. Ritual and educational management: a methodology // International Journal of Educational management. – 1992. –
№6(1). – pp. 4-9.

17 Олянич Д.Б. Теория организации : учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.– 408 с.

18 Newland, C. Spanish American elementary education 1950-1992: bureaucracy, growth and decentralisation // International Journal of Educational Development. – 1995. – №15(2). – pp. 103-14.

19 Kavouri, P., Ellis, D. Factors affecting school climate in Greek primary schools // Welsh Journal of Education. – 1998. – №7(1). –pp. 95-109.
Как цитировать
MUKHTAROVA, A. N.. Теоретические модели образовательного менеджмента. Білім беру менеджментінің теориялық үлгілері.. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, [S.l.], v. 106, n. 6, p. 122-131, apr. 2015. ISSN 2617-7161. Доступно на: <https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/501>. Дата доступа: 13 apr. 2021

Ключевые слова

образовательный менеджмент; теоретические модели образовательного менеджмента; система образования; управление в сфере образования; білім беру менеджменті; білім беру менеджментінің теориялық үлгілері; білім беру жүйесі; білім беру саласындағы басқару;