Молодые ученые России в условиях перехода к экономике знаний

Аннотация

Наука является центральным звеном экономики нового типа – экономики знаний и высоких технологий. Однако современная российская наука сегодня сталкивается с рядом актуальных проблем, среди которых центральное место занимают кадровый вопрос. В статье речь идет о молодых ученых. Именно через них обеспечивается преемственность поколений, сохраняются традиции и вносится новое в современную науку. Цель научного исследования состоит в анализе динамики молодых ученых в России, выявлении проблем, с которыми они сталкиваются сегодня, а также разработке ряда рекомендаций по повышению привлекательности научной деятельности среди молодежи. В статье проводится анализ динамики и структуры научных кадров высшей школы в период с 2010 по 2019 гг. Выявлено, что структура меняется в пользу более молодого поколения, но количество научных сотрудников, в том числе молодых, неуклонно снижается, ставя под угрозу переход России к экономике знаний. В статье раскрываются факторы, которые влияют на данный процесс. Среди них можно выделить как внутренние – демографический спад, низкие заработные платы молодых ученых, реформа высшей школы, так и внешний фактор – глобализация экономики. Для нивелирования данных факторов принимаются значительные меры как на уровне Правительства РФ, так и на уровне отдельных научно-образовательных организаций. Однако анализ показал, что данные меры имеют ограниченный спектр действий и не решают полностью проблему молодых научных кадров. В связи с этим, авторами разработан ряд рекомендаций, которые позволят повысить привлекательность науки среди молодежи, сократить отток перспективных кадров из страны, привлечь иностранцев в российскую науку.
Ключевые слова: наука, молодые кадры, факторы, инструменты поддержки, финансирование.
Как цитировать
MISHCHENKO, V. V.; MISHCHENKO, I. V.. Молодые ученые России в условиях перехода к экономике знаний. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, [S.l.], v. 140, n. 2, p. 79-88, july 2022. ISSN 2617-7161. Доступно на: <https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/2488>. Дата доступа: 12 aug. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/be.2022.v140.i2.08.