Мотивацияның мансаптық басқаруға әсерін Герцбергтің екі факторлы теориясы аясында талдау

Авторлар

  • Zh. Kudaibergenov Қожа Ахмет Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университеті, Түркістан қ., Қазақстан, Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова, г.Актобе, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-7927-8747
  • A. Dosbenbetova Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік педагогикалық университеті, Шымкент қ., Қазақстан http://orcid.org/0000-0002-5484-5936
  • A. Kurmanalina Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе өңірлік университеті, Ақтөбе қ., Қазақстан http://orcid.org/0000-0002-0012-2775
  • B. Bolatova Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе өңірлік университеті, Ақтөбе қ., Қазақстан http://orcid.org/0000-0003-1597-0555

DOI:

https://doi.org/10.26577/be.2023.v143.i1.010
        609 638

Аннотация

Теории мотивации играют важную роль в формировании системы управления человеческими ресурсами. Особенно в современных организациях для изучения и построения системы мотивации можно использовать двухфакторную теорию мотивации Герцберга. В данной статье проанализирована взаимосвязь между описательными характеристиками респондентов и гигиеническими /мотивирующими факторами, а также влияние этих факторов на управление карьерой сотрудников и преподавателей университета. Для оценки собственного мнения респондента при сборе данных был использован метод опроса, составленный с использованием 5-балльной шкалы Лайкерта. Результаты опроса были закодированы и использованы в программе SPSS Statistics. С помощью данной программы были проведены факторный анализ, дисперсионный анализ (ANOVA) и регрессионный анализ результатов опроса. В данной статье выявлено влияние гигиенических и мотивирующих факторов на управление карьерой в отношении сотрудников и преподавателей. То есть, в случае увеличения коэффициента гигиенического фактора на одну единицу, уровень управления карьерой снизится на 18,5%. Наоборот, существует положительная корреляция между мотивирующим фактором и карьерным развитием. То есть, если мотивирующий фактор возрастет на единицу, фактор карьерного развития увеличится на 43,5%. В результате исследования в рамках двухфакторной теории было установлено, что оба фактора важны для карьерного развития сотрудников и преподавателей. Тем не менее, к мотивирующим факторам необходимо придавать большее значение для достижения положительного результата в управлении карьерой. Когда мотивация повышается благодаря справедливой и эффективной практике мотивации, желание развиваться у персонала также увеличивается. 

Жүктелулер

Жарияланды

2023-03-26