Малый и средний бизнес в условиях пандемии и экономического кризиса: проблемы и пути решения
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2023.v143.i1.05Аннотация
Тема исследования является актуальной в связи с тем, что предприятия малого и среднего бизнеса занимают значительную долю в структуре валового внутреннего продукта, создают новые рабочие места, способствуют решению проблем занятости населения, а также росту уровня и качества жизни людей.
Основной целью исследования является отражение проблем деятельности малого и среднего бизнеса в Казахстане и разработка мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии и глобального экономического кризиса.
При проведении исследования были использованы данные Департамента статистики Республики Казахстан за 2017-2021 годы. Проведен мониторинг изменения количества субъектов малого предпринимательства, численности работников, занятых в малом бизнесе, а также объема выпущенной продукции предприятиями в стране за последние пять лет.
В процессе исследовательской работы применялись различные методы и приемы анализа: абсолютные и относительные величины, анализ и синтез, а также проведен факторный анализ как один из основных экономико-статистических методов, при котором определено влияние количественного и качественного факторов на объем производства продукции предприятий малого бизнеса.
По результатам проведения исследования были предложены основные пути развития малого и среднего бизнеса: предоставление льготных кредитов и грантов субъектам малого бизнеса, привлечение инвестиции для создания благоприятного инвестиционного климата и др.
Ключевые слова: малый и средний бизнес; инвестиции; пандемия; экономический кризис; субсидии.