Анализ взаимосвязи тона финансовых отчетов и аудиторского риска
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2020.v133.i3.05Аннотация
На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции, для проведения аудита высокого
качества аудиторы стараются использовать любую доступную информацию. Во многом качество
проводимой аудиторской проверки зависит от величины аудиторского риска, определяющего
усилия со стороны аудиторской компании. В связи с этим на первый план выходит задача
поиска дополнительных факторов, оказывающих значимое влияние на исчисление аудиторского
риска. Один из таких факторов, оказывающее влияние на оценку и управление риском,
является тон представляемых годовых отчетов. В статье на основе применения контент-анализа,
регрессионного анализа проверяется, связан ли окрас, используемый тон корпоративных годовых
отчетов с уровнем исчисляемого аудиторского риска. Модель построена на основе предыдущих
исследований факторов, определяющих аудиторский риск, с включением переменной,
характеризующей оптимистичный либо отрицательный окрас отчета. Мы находим, что годовые
отчеты, которые передают оптимистический тон, связаны с более низкой оценкой риска аудита,
что позволяет предположить, что тон годового отчета может рассматриваться как фактор,
учитываемый при оценке аудиторского риска. В целом, полученные данные свидетельствуют о том,
что аудиторы могут улучшить свои методы оценки аудиторских рисков путем систематического
учета лингвистических качественных характеристик раскрытий финансовой отчетности.