Оценка эффективности инновационной деятельности университета: системы показателей и библиометрический подход
DOI:
https://doi.org/10.26577/be-2019-3-e2Аннотация
Развитие в университетах новых форм научной и инновационной деятельности, а также
взаимодействие высших учебных заведений с региональными участниками инновационной
системы ставят вопрос об оценке эффективности инновационной деятельности как
самостоятельного явления. Правильная оценка инновационной деятельности способствует
определению вузом своих стратегических преимуществ, что является необходимым в современных
условиях жесткой конкуренции, неопределенности внешнего окружения, дефицита всех видов
ресурсов, глобализации образования. Авторами рассмотрены различия в трактовках понятий
«эффект» и «эффективность» применительно к инновационной деятельности университета.
Авторами проанализированы методологические подходы к комплексной оценке инновационной
деятельности вуза, представленные в современных исследованиях по данной тематике.
Авторами уделено внимание подходам на основе интегрального индекса инновационной
деятельности, а также измерений различных видов активности в рамках инновационной
деятельности. Среди основных групп индикаторов выделены продуктивность исследовательской
деятельности, качество исследований, академические результаты и др. Также авторы уделяют
внимание альтернативным подходам оценки инновационной деятельности, среди которых
библиометрический (саентометрический) подход. Данный подход получил стремительное
развитие в последние десятилетия и активно применяется в составлении различных рейтингов
вузов. Авторами показаны основные преимущества библиометрического подхода, а также
возможности его использования для оценки научной деятельности как отдельного ученого, так
и университета в целом.