Торговые отношения Казахстана со странами Центральной Азии: динамика и перспективы развития
DOI:
https://doi.org/10.26577/be.2019.v128.i2.019Аннотация
статье рассматриваются современное состояние и основные проблемы внешнеторговых
отношений Казахстана со странами Центральной Азии. Целью исследования является
определение значимости для Республики Казахстан торговли с ближними по региону странами,
существующих на сегодня барьеров во взаимной торговле и возможностей ее роста. Важнейшим
фактором, влияющим на торговые отношения Казахстана с соседними по региону странами,
является ориентированность их внешней торговли и, прежде всего самого Казахстана на торговлю
со странами вне данного региона. Такая ситуация сложилась в силу высокой обеспеченности
практически всех стран Центральной Азии природными ресурсами, в первую очередь –
минерально-сырьевыми.
Методология проведенного исследования основана на классических и современных теориях
международной торговли, теории «нового регионализма», позволяющих определить причины,
выгоды, виды международной торговли и барьеры на ее пути. Данные теории позволяют
выявить экономические и исторические предпосылки и возможности роста торговли Казахстана
со странами Центральной Азии.
Основными результатами проведенного исследования являются определение динамики (за
последние десять лет) и товарной структуры торговли Казахстана с соседними по центрально-
азиатскому регионами странами. В статье приведены показатели, позволяющие выявить
значимость внешнеторговых отношений республики со всеми странами этого региона в целом и в
отдельности с каждой из стран: Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
Практическое значение проведенного исследования заключается в анализе и оценке
современного состояния торговли Казахстана со странами своего региона, обосновании
необходимости и возможностей ее роста в перспективе. Для обеспечения дальнейшего
развития торговых отношений Казахстана со странами Центральной Азии предлагается
устранить таможенные барьеры, коррупцию, связанную с ними, снижать транспортные
издержки путем модернизации транспортной системы и в целом – развивать экономическое
сотрудничество, основанное не только на правительственных соглашениях, но и на договорах
между негосударственными организациями и предприятиями.