Грани экономики творчества
Аннотация
В статье обсуждаются многочисленные и разнообразные аспекты т.н. «креативной экономики»
и «экономики творчества», – современных компонентов «новой» экономики, основанной
на знаниях, информационно-коммуникативных технологиях, творчестве и инновациях. В
частности, в статье концептуально определяется понятие «экономика творчества», возникшее
на основе концепции «креативная экономика», базирующейся, в свою очередь, на концепциях
«креативные индустрии» и «креативные профессии»; приводятся примеры, иллюстрирующие
развитие «креативных индустрий» в Республике Казахстан; формулируются и обсуждаются
недостатки и границы применимости традиционного понимания «креативной экономики» в
контексте секторальных подходов. На основе осуществленного анализа различных подходов
к определению «креативной экономики» и многочисленных моделей «креативных индустрий» и
«креативного класса» автор статьи делает вывод о том, что понимание «творческих профессий» и,
соответственно, «креативной экономики» базируется в основном на стереотипах о «креативных»
продуктах, услугах и сферах деятельности, а отличие существующих моделей заключается лишь в
широте спектра «креативных отраслей», формирующих «креативную экономику», однако ни одна
из моделей не выделяет действительно «творческий» вклад в экономику. Необходим переход от
понятия «креативная экономика» к понятию «экономика творчества», отражающему качественный
сдвиг в экономике начала XXI в., связанный с тем, что драйвером и ресурсом развития экономики
становится массовое и непрерывное творчество занятых и самозанятых работников