Академическая мобильность как фактор интеллектуально-иновационного развития. Академиялық мобильділік интеллектуальды-инновациялық даму факторы ретінде

  • M. Tulegenova Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Аннотация

Глобальные демографические и геополитические изменения, переход к новому технологическому укладу, расширение масштабов трансформации капитала требуют обновления и интер-
национализации знаний. В мире растет потребность в квалифицированных специалистах, склонных к непрерывному образованию, способных мигрировать и быстро адаптироваться в странах с различными институциональными условиями. Академическая мобильность позволяет добиться добавочного эффекта от научных и практических знаний, идей, традиций разных стран. В Казахстане реализация стратегии инновационного развития, активное участие иностранного капитала выявили дефицит специалистов, владеющих новыми технологиями, как в производственных процессах, так и в менеджменте. Государственная программа модернизации системы высшего образования направлена на создание открытой модели образования и науки, интернационализацию высшего образования. Великая Хартия Университетов, которую подписал Казахстан в 2003 году, и участие в Болонском процессе с 2010 года позволяют студентам учиться в ведущих университетах Европы и мира. Не менее перспективной формой развития высшего образования в Казахстане в формате интернационализации мог бы стать, на наш взгляд, франчайзинг с престижными университетами мира.

Жаһандық демографиялық жəне геосаяси өзгерістер, жаңа технологиялық құрылымға көшу, капитал айналымының ауқымын кеңейту білімді жаңартуды жəне тереңдетуді талап етеді. Əлемде үздіксіз білім алуға бейімді жəне елдерде əртүрлі институционалды шарттарға тез бейімделуге қабілетті білікті мамандарға деген қажеттілік өсуде. Академиялық мобильділік ғылыми жəне тəжірибелік білімде, идеяларды іздестіруде, əртүрлі халықтың дəстүрінде үстеме тиімділікті арттыруға мүмкіндік береді. Қазақстанда инновациялық даму стратегиясын жүзеге асыру, шетел капиталының белсенді қатысуы өндірістік үдерісте жəне басқаруда жаңа технологияларды игерген мамандардың тапшылығын білдірді. Жоғары білім беру жүйесін модернизациялаудың мемлекеттік бағдарламасы білім беру мен ғылымның ашық үлгісін құруға, жоғары білімді тереңдету үдерісіне бағытталады.

Литература

1 Kapiza С. Ocherk teoree rosta chelo vechestva. – Moscow: Nauka, 1999. – 145 p.

2 Jumagulov B. Sovershenstvovanye kachestva vishego obrazovanya v svete Bolon skogo prozessa // Nauchno-metodicheskaya konferenzya KazNU al-Faraby. – 28.01.2009. – Р. 3-11.

3 Dosmail Aiganim. Neobhodimo uluchshite sistemu vischego obrazavanya v Kazakhstane.- Obrazovatelni portal «testent». – 30.01.2013.

4 http://www.bolashak.gov.kz/grantMenu/ Center international program. – 14.01.2013.

5 Kisikov B. Franchaizinge v Kazakhstane-fond Igilik. – Almaty, 2011. – 290 p.
Как цитировать
TULEGENOVA, M.. Академическая мобильность как фактор интеллектуально-иновационного развития. Академиялық мобильділік интеллектуальды-инновациялық даму факторы ретінде. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, [S.l.], v. 95, n. 1, p. 11-16, apr. 2015. ISSN 2617-7161. Доступно на: <https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/299>. Дата доступа: 29 jan. 2023

Ключевые слова

академическая мобильность; перенаселение; старение и миграция населения; инновации; международная интеграция высшего образования; академикалык мобильдiлiк; халықтың көп шоғырлануы; қартаюы жəне көші-қоны; инновациялар; жоғары білім халықаралық интеграция;