Организация инновационного кластера интеграции науки, образования и бизнеса – эффективный механизм повышения конкурентоспособности экономики. Ғылым, білім мен бизнестің инновациялық кластерін ұйымдастыру – экономиканың бәсекеге қабілеттілігін арттырудың

  • A. An АО «Банк Астаны»

Аннотация

В данной статье рассматриваются условия и предпосылки создания и развития инновационных кластеров. Показана роль транснациональных корпораций и университетов как участников научно­образовательного, инновационного кластера. Раскрыто, что интеграция науки, образования и производства, на примере организации Медико­биологического кластера в Казахском национальном университете им. аль-­Фараби, в рамках государственно­-частного партнерства, является эффективным механизмом инновационной деятельности университета как основа развития наукоемкой экономики. Университеты становятся активными субъектами транснациональных кластеров, интеллектуальными центрами инновационной деятельности, где концентрируются человеческий капитал.
Осы мақалада инновациялық кластерлерді құрумен дамытудың жағдайлармен алғышарттары қарастырылады. Ғылыми ­білім беру, инновациялық кластердің қатысушылары ретінде трансұлттық корпорациялар мен университеттердің рөлі көрсетілген. Мемлекеттік­ жеке серіктестік аясында әл­Фараби атындағы Қазақ ұлттық университетінде Медициналық ­биологиялық кластерді ұйымдастыру мысалында ғылым, біліммен өндірістің интеграциясы ғылымды қажетсінетін экономиканы дамытудың негізі ретінде университеттің инновациялық қызметінің тиімді механизмі екені дәлелденген. Университеттер трансұлттық кластерлердің белсенді субъектілері, адам капиталы шоғырланған инновациялық қызметтің интеллектуалдық орталықтары бола бастады.

Литература

1 Портер М. Конкуренция: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
2 Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knowledge. allbest. ru/economy/3c0a65625b2bc68b5d53a88421206d37_0.html
3 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика транснациональной компании: учебное пособие. – М.: Высшая шк., 2005. – С. 24.
4 Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия: учебное пособие. – СПб.: СПбГПУ, 2008. – С. 335.
5 Савин К.Н., нижегородов Е.В. Экономические процессы в мировом хозяйстве: учебное пособие – Тамбов: Изд. ФГБОУ ВПО « ТГТУ», 2011. – С. 300.
6 Закон Республики Казахстан « О науке» от 18.02.2011 г [Электронный ресурс] – 2011.- URL:http://natd.gov.kz/our_ activitiecs/analytics/legilation/&
7 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]- 2010 г.- URL: http://ru.government.kz/resources/docs/doc12.
8 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 07.12.2010 г. [Электронный ресурс] – 2011г. – URL: http://ru.government.kz/resources/docs/doc18.
9 Ким Г.Н. Казахстан-Южная Корея: по пути стратегического партнерства: монография. – В двух книгах. Книга 1.
«Этапы партнерства и сотрудничества». – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2012. – С. 392.
10 Ан Е.А. «Создание медико-биологического кластера в Казахском национальном университете им. аль-Фараби на транснациональном уровне». – М.: Изд. Биржа иннтелектуальной собственности, 2013. – № 12. – С. 29-34.
Как цитировать
AN, A.. Организация инновационного кластера интеграции науки, образования и бизнеса – эффективный механизм повышения конкурентоспособности экономики. Ғылым, білім мен бизнестің инновациялық кластерін ұйымдастыру – экономиканың бәсекеге қабілеттілігін арттырудың. Вестник КазНУ. Серия Экономическая, [S.l.], v. 110, n. 4, apr. 2016. ISSN 2617-7161. Доступно на: <https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/1048>. Дата доступа: 13 apr. 2021

Ключевые слова

транснациональный кластер; инновационная деятельность; инновационная политика; университет; образование; трансфер технологий; государственно­частное партнерство; концес­ сия; интеграция; медицина; конкурентоспособность. трансұлттық кластер;